5 выгод сообщества для себя, компании, проекта

5 выгод сообщества для себя, компании, проекта

Тема сообществ становится всё более и более актуальной. Почему? В чем выгода создания сообщества? Что оно дает компании? Что дает своим участникам? Над этими и другими вопросам размышляет Юлия Крушинская.

3

Юлия Крушинская

Юлия Крушинская (Екатеринбург) — эксперт по развитию регионов Ассоциации «KM-Alliance», партнер Moscow Knowledge Office, управляющий партнер межотраслевого сообщества практиков «U-GROUP».

Интерес к теме сообществ появился весной 2013 года, тогда я окунулась в атмосферу одного из бизнес-сообществ и почувствовала, что это нереально крутая штука коллективного взаимодействия и творчества.

С тех пор я наблюдаю за разными объединениями людей, изучаю процессы, являюсь участником нескольких сообществ и драйвером одного из них.

Первая попытка сформировать сообщество в Екатеринбурге была предпринята в июле 2014 года и оказалась неудачной. Взаимодействия хватило ровно на один месяц. Вывод, который я тогда сделала, — для объединения важно выбирать правильных людей. Это должны быть люди с высокой эмпатией, человеколюбивые, способные договариваться и действовать — и лично, и в команде. Это должны быть люди, способные «мы» ставить выше, чем «я», когда это необходимо. Все это проверяется опять же через взаимодействие.

U-Group

Энергия

Сообщества, в первую очередь, рождаются и развиваются за счет энергии людей, которые вкладывают свое желание, свои намерения, усилия в деятельность сообществ. Сообщества существуют и развиваются именно на ценностях участников, лидеров этих сообществ. Ценности — это энергия. В сообществах преобладает некоммерческая деятельность, т.е. люди искренне, на своих возможностях что-то делают вместе, генерируя большое количество энергии.

У многих людей есть потребность в социально-полезной деятельности. Сообщество для человека — одна из возможностей вести социальную активность, тем самым совмещая в своей жизни некоммерческую и коммерческую деятельность.

Сотрудничество

Чтобы быть участником сообщества действительным, а не фиктивным, человеку нужно себя проявлять в действиях. Проявлять свою индивидуальность: что я хочу, что я могу, и зачем мне все это надо.

Сообщество — это коллективное регулярное взаимодействие он- и оффлайн. Это та среда, где ты можешь наиболее мягко совмещать и находить баланс между личными целями и коллективными.

Именно сообщества, особенно неформализованные существуют и развиваются за счет сотрудничества. То есть люди, не скрепленные юридически никакими отношениями и договорами, не погруженные в какую-то жесткую оргструктуру, каким-то образом договариваются между собой и делают проекты совместно. Если есть желание, если хочется научиться сотрудничеству или научить сотрудников, нужно однозначно им рекомендовать участвовать в деятельности различных сообществ.

Если у руководителя компании стоят задачи: развить культуру сотрудничества, развить появление новых идей, проектов, повысить производительность, эффективность бизнеса, то нужно развивать внутренние (корпоративные) сообщества.

Корпоративные сообщества

Технология сотрудничества

Для меня сообщества — это возможность практиковать, исследовать, рефлексировать, использовать инструменты сотрудничества. Если нет культуры сотрудничества, то ни одно сообщество жить не будет. У меня есть примеры сообществ имени одного лидера. Пока есть лидер, пока он что-то драйвит, пока ему что-то надо, вокруг него что-то происходит. Но если он не участвует, интерес к деятельности пропадает, соответственно, деятельность сообщества затухает. Эта модель, на мой взгляд, является тупиковой, она не эволюционирует, а ведь сообщества — это все-таки коллективное взаимодействие.

Изначально нужно развивать именно распределенное лидерство, поддерживать это и культивировать, чтобы сообщество действительно эволюционировало. Там, где есть один лидер, есть два варианта: либо сообщество постепенно умирает, так как интерес у лидера начинает пропадать, либо все-таки оно эволюционирует за счет того, что появляются еще какие-то лидеры, и лидер-основатель позволяет, одобряет и поддерживает других лидеров, приветствует это. Отказ от Я и переход к Мы через совместное взаимодействие.

Однако здесь есть своя сложность. Нужно договариваться малыми группами, так как нет никаких приказов и распоряжений сверху. Все, что есть привычное в организационной культуре — все это отсутствует. Участникам сообщества необходимо самим генерить идеи и проекты, самим распределять между собой задачи, выполнять, контролировать, получать и распределять результаты своей деятельности. Ты и заказчик и автор, и исполнитель в одном лице. На мой взгляд, это самое сложное. И это как раз то, что сейчас необходимо делать, и чему необходимо учиться. Как показывает практика и тренды, будущее за малыми группами, малыми саморазвивающимися сообществами, которые могут объединяться под какую-то задачу или проект, или просто от того, что людям кайфово, и они объединились, выстроили коммуникации и процесс, и потом уже создали новое. Здесь могут быть разные варианты. Технология создания сообщества существует, она доступна и проверена, поэтому нет необходимости придумывать, нужно спрашивать.

Рождение инноваций быстрее происходит именно в межотраслевом взаимодействии.

Знания

Сообщества — это источник знаний. Как правило, источник неявных знаний. И для компаний, и для человека знания сейчас критически необходимы. Через сообщества ты можешь получать абсолютно бесплатно необходимые для тебя знания.

Практикуя, отдавая и получая новые знания, человек может повысить свой уровень профессиональной экспертности или, например, открыть новую для себя область знаний и сменить сферу деятельности.

Создание сообщества

Инновации

Сообщества — это путь к инновациям. В сообществе сходятся разные люди (специалисты, эксперты, интересующиеся) — они драйвят, генерят идеи, создают сервисы и продукты. Рождение инноваций быстрее происходит именно в межотраслевом взаимодействии. Когда сходятся разные культуры (ни одна какая-то корпоративная, а разные культуры), люди с разными компетенциями, разными интересами, с разной глубиной экспертности и с высоким уровнем личной мотивации, то таком в со-творчестве зарождаются новые проекты, услуги, продукты.

Если говорить про межсообщественное взаимодействие, мы практикуем его на наших Knowledge Lounge и в МКО. Здесь собираются лидеры, эксперты из разных профессиональных сфер, из разных отраслей, и это люди-генераторы-экспериментаторы. В результате взаимодействия мы получаем усиленный эффект, который появляется за счет сбора определенного типа людей, создающих коммуникационных лидеров, экспертов, и имеющих разные профессиональные интересы.

Там, где есть энергия, идеи, творчество, знания, сотрудничество, где есть люди, знающие, как этим управлять, владеющие процедурами, — там рождаются инновации.

Менеджмент сообществ, как новый вид менеджмента в компании

Если у руководителя компании стоят задачи: повысить производительность труда, эффективность бизнеса, найти инструменты, подходы при ограниченных финансовых ресурсах, то нужно развивать внутренние сообщества и усливать взаимодействия со внешними. Есть уже успешные результаты российских компаний, которые используют инструменты управления сообществами внутри организации. Есть простые и понятные инструменты, главное, доступные малому и среднему бизнесу. Нужно лишь посмотреть в эту сторону. Собственно, на Knowledge Lounge мы объясняем на какие внутренние существующие ресурсы в компании стоит обратить внимание, демонстрируем некоторые инструменты, процедуры.

Сообщества сейчас — это колоссальный ресурс для развития проектов, продуктов, бизнеса и персонального развития.

3

Алиса Кононенко

view all post

By Daniele Zedda • 18 February

← PREV POST

By Daniele Zedda • 18 February

NEXT POST → 34
Share on