Как осознанно выбирать профессию в любом возрасте

Как осознанно выбирать профессию в любом возрасте
Юлия Крушинская

Юлия Крушинская (Екатеринбург) — организатор Knowledge Lounge. Руководитель проекта регионального развития КМ-Альянса, управляющий партнер U-Group. Первая профессиональная сфера знаний — HR. С 2013 года сферы интересов и профессионального развития: knowledge management (управление знаниями), коммуникационные модели, управление сообществами, прикладной сторителлинг (истории развития людей и их проектов).
Со-организатор проектов в Екатеринбурге: клуб Business Case Study, OpenFlashPoint, Community.conf 2015-2016, Knowledge Lounge в Екатеринбурге, Перми, коллективных проектов в формате практического сторителлинга.

22 ноября прошла очередная самопрезентация участников сообщества практиков “U-GROUP”.
Тема: Современные способы профориентации подростков и взрослых. Осознанный выбор профессии.

О ней рассказала Екатерина Ульянова — официальный представитель в Екатеринбурге компании Smart Course г. Москва; сертифицированный тренер по программе «Осознанный выбор профессии», тьютор, консультант по индивидуальным образовательным траекториям.

15110263_703394026504306_6585742080305571262_o

Когда готовили анонс, не догадывались, что тема вызовет живой интерес среди тех, кто не смог попасть на встречу. Мы получили столько запросов на обзор этой презентации! Я вернулась с очень теплыми ощущениями. Настолько живой и открытый разговор получился.

Поделюсь основными тезисами и выводами.

4 подхода к выбору профессии

В выборе профессии применяют 4 подхода: информационный, диагностико-консультационный, развивающий и активизирующий.

Профориентация

Осознанный выбор — когда задействованы все 4 подхода.

Индустриальная эпоха завершилась, и наступила экономика знаний.

Сейчас уже не профессия, а развитие компетенций на сильных сторонах. Именно сильные стороны развивают уникальность ребенка, человека. УТП — индивидуальный и неповторимый набор компетенций.

Профориентация — не тренинг и не тесты. Тесты в текущей реальности не работают.

Профориентация — долгий процесс, который желательно начинать лет с 10-ти. С этого возраста родителям нужно наблюдать, спрашивать и записывать, что ребенок  любит делать, от чего кайфует.

Взрослые часто забывают, что они любили делать в детстве, но, как правило, детские увлечения со временем все же проявляются. Поэтому важно с раннего возраста обращать внимание ребенка на то, что ему нравится, чтобы ребенок со временем сам наблюдал и понимал, что ему нравится.

По словам Екатерины, результат тренингов по профориентации — когда ребенок говорит, я знаю, какая профессия мне нравится. Или я знаю, каких знаний мне не хватает, чтобы сделать выбор профессии.

Пойти поработать — активизирующий метод, используют наряду с другими. Но не тратить на каждую деятельность по несколько лет. Часто хватает и недели. Где-то послушать, где-то сходить на экскурсию, где-то поиграть или поработать и наблюдать, что резонирует, на что откликается внутренний драйвер!

Также в помощь виртуальная реальность. Sony уже выпустила PlayStation, где можно попробовать 10 профессий.

В школах введена профориентация. Большинство родителей надеются на школу, а школа делает в основном для галочки. Нет в каждой школе специалиста по профориентации. Профориентация — дело семьи!

Екатерина проводит тренинг по профориентации для подростков 14-18 лет. Так как с 14 лет у человека включается рефлексия (разное размышление человека, направленное на анализ самого себя).

Тренинг состоит из двух частей:

  • навыки осознанного выбора,
  • осознанный выбор на примере выбора профессии.

5 шагов осознанного выбора профессии

Схема осознанного выбора профессии состоит из 5-ти шагов:

1. Остановись

Почувствуй, где находишься. Сделай паузу во всем. Это как чистый лист, пустой стакан. Остановиться, например, помогает практика осознанного внимания. Без 1-го шага дальше идти бесполезно.

2. Исследуй

Расширяй фокус внимания. Нужен максимально широкий спектр, а не привычный нам взгляд.

3. Выбери

Куда идти. Осознанно выбранное направление деятельности появляется на стыке увлечений, умений и востребованности.

Чтобы не растягивать шаги на годы, назначайте себе сроки, углубляйте навыки короткими шагами. Главное, не искать профессию на всю жизнь, а допускать, что это на какое-то время.

4. Сделай

Составь план, что сделаешь в ближайшее время. План — тоже действие))

5. Поделись

Поделись первыми успехами с родителями, друзьями.

Поделиться возможно только тогда, когда уже внутри есть что-то проанализированное.

Что влияет на деятельность человека

Есть 4 ключевых мотива, которые влияют на деятельность человека:

  • власть
  • безопасность,
  • достижения,
  • причастность.

При выборе профессии важно определить истинные мотивы.

В конце презентации обсудили “Атлас новых профессий”, поговорили о трендах, глобальных изменениях, которые проживаем.

Атлас — онлайн-инструмент, чтобы покрутить и подумать о будущем и настоящем, ведь 2020 год уже почти наступил))

Смотрите профессии — пенсионеры, новые и, особенно, межпрофессиональные компетенции, которые понадобятся во многих профессиях.

По Атласу не построить ни траекторию развития, ни образовательную траекторию, но как информационный источник и поле для осмысления он полезен каждому человеку.

Было много вопросов, обсуждений. Тема сложная и глубокая, и каждый почерпнул полезное для себя.

Ключевые выводы участников

  • Схема осознанного выбора подходит, что взрослым, что детям — все происходит одинаково!
  • Не зацикливайтесь на одной профессии.
  • Сейчас уже норма, что человек осваивает 2-3 профессии в течение жизни. Не зря встречается все больше и больше  людей, проживающих профессиональную реинкарнацию в 35 — 45 лет.
  • Стоит обратить внимание на наследственную предрасположенность к профессиям, чем занимались наши пра- пра-прародители.
  • Пока родители собой не займутся, детям бесполезно что-либо говорить. Надо заниматься собой, узнавать и понимать себя. И тогда дети будут перенимать к себе такое же отношение. Профориентация больше для родителей, чем для детей.
  • Рассказывая детям, как важно выбирать то, что нравится и то, что основывается на сильных сторонах, при этом продолжая каждый день ходить на нелюбимую работу, ничего не получится.
  • Когда взрослый занимается собой, своей профориентацией, то градус тревожности за ребенка снижается, что ребенок должен непременно определиться с выбором профессии.
  • Время усложняется, профессии распадаются, изменяются, исчезают, появляются. Поэтому важно переходить от логики — есть такая профессия и под  нее нужны такие знания и умения, к логике набора личных компетенций, основанных на сильных сторонах. А уж как профессии будут называться — уже второе)

В Москве действует сообщество “Дети до 16”, где ребята раз в неделю встречаются и делятся успехами и выборами профессий.

В Екатеринбурге Екатерина 1 раз в месяц проводит Weekend профессий для школьников, где они знакомятся с интересными людьми, получают информацию от представителей профессий, «примеряют» на себя профессию и понять, подходит ли она. Возможно, благодаря этим мероприятиям в Екатеринбурге родится сообщество по профориентации.

Считаю, что профориентация относится к “Personal knowledge management” — Личное управление знаниями. Когда человек берет на себя ответственность за личное и профессиональное развитие, чтобы адаптироваться и меняться в быстро меняющихся условиях.

Презентация Екатерины Ульяновой

2

Алиса Кононенко

view all post

By Daniele Zedda • 18 February

← PREV POST

By Daniele Zedda • 18 February

NEXT POST → 34
Share on