Какие задачи помогает решать управление знаниями в вузах?

Какие задачи помогает решать управление знаниями в вузах?
Ирина Александрова

Ирина Александрова — профессор кафедры социологии и управления МАДИ, эксперт КМ-Альянса. Мы попросили ее рассказать о применении технологий управления знаниями в высшем образовании.

Заниматься управлением знаниями любую компанию толкает бизнес-контекст.
Ситуация на рынке, проблемы, которые не решаются с помощью имеющихся инструментов, приводят компанию к поиску чего-то нового.
Основные тенденции, с которыми приходится считаться сейчас высшему образованию, лежат в следующих направлениях:

1. Консолидация образовательного рынка. В кризисное время любая отрасль начинает консолидироваться: мелкие игроки, не выдержав конкуренции, либо уходят, либо покупаются. Образование — не исключение.

Небольшие частные вузы, расцвет деятельности которых пришелся на 1990-е 2000-е, не выдерживают конкуренции с государственными, поскольку не обеспечивают должное качество подготовки специалистов. После того, как в 2012-2014 годах Рособрнадзор лишил лицензии более половины негосударственных вузов страны за ненадлежащее качество работы, количество абитуриентов, желающих получить образование в подобных структурах, резко сократилось. В то же время в государственных вузах идет процесс укрупнения, объединения, слияния, поглощения. Далеко не всегда «слияние» — добровольный выбор вуза. Минобрнауки регулярно проводит т.н. «мониторинг эффективности вузов», оценивая их деятельность по таким показателям, как образовательная и научно-исследовательская деятельность, работа в области международных связей, уровень заработной платы профессорско-преподавательского состава, процент трудоустройства выпускников и т.п. В том случае, если показатели ниже запланированных, поднимается вопрос о целесообразности существования вуза.

Например, при мониторинге учитывается средний балл ЕГЭ абитуриентов, количество призеров и победителей всероссийских олимпиад, которые стали студентами за истекший год; количество иностранных студентов, выбравших этот вуз для обучения, объем затрат на научно-исследовательские работы, публикационная активность и количество грантов преподавателей, интерес компаний реального сектора к выпускникам т.д.

Отсюда вопрос для каждого учебного заведения, которое хочет выжить и сохранить свою идентичность: как повысить привлекательность вуза для талантливых абитуриентов, квалифицированных преподавателей и активных работодателей?

2. Глобализация рынка образования. Если 20 лет назад количество абитуриентов, знавших английский язык, было 10%, то сейчас, наверное, этот показатель приближается к 80%. У выпускников теперь есть выбор – взять российскую программу подготовки или зарубежную. Учитывая количество дистанционных программ обучения, которые предлагают ведущие вузы планеты, мечта о получении диплома Гарварда, Оксфорда или Йеля становится реальностью и для российского абитуриента. Кроме того, таким образом можно получить второе высшее образование, повысить квалификацию, получить степень магистра. Студент получает тот же самый документ об образовании, что и на очной форме обучения, при этом существенно экономит на издержках – ведь на протяжении всего периода обучения он живет дома, а в университет приезжает лишь один раз – для защиты квалификационной работы.

Кроме того, в течении нескольких ближайших лет развитие IT-технологий позволит полностью снять языковый барьер и абитуриент будет свободно выбирать между европейскими, азиатскими, американскими программами, не привязываясь к месту обучения и языку, получив полную свободу и равные возможности при поступлении.

Вот примерно в таких условиях разворачивается борьба вузов за внимание:
— игрока, формирующего спрос на образовательные услуги – потенциального работодателя,
— основного гаранта «качества услуг» — преподавателя
— и, наконец, главного «потребителя» образовательных услуг – абитуриента.

Причем, в этом процессе интересы сторон весьма схожи.

— Работодатели хотят получить специалиста, который уже обладает всеми необходимыми знаниями и навыками и готов приступить к работе немедленно, с первых дней показывая высокую производительность. Нести издержки на доучивание или переучивание новичка в сегодняшней ситуации – непозволительная роскошь, поэтому в большинстве случаев выбор рекрутера останавливается на кандидате с опытом работы, а не на «свеженьком» выпускнике.

— «Мониторинг эффективности», о котором мы уже говорили выше, введение KPI для оценки работы профессорско-преподавательского состава по результату, а не по процессу, стимулируют преподавателей к поиску путей повышения эффективности процесса обучения, новых технологий, позволяющих повысить уровень усвоения материала, передать студентам не только знания, но и навыки, необходимые в будущей практической деятельности.

— Основные ожидания абитуриентов при выборе вуза давно не ограничиваются формальной «корочкой» или набором знаний в предметных областях – они хотят не просто развить востребованные работодателями навыки, они хотят гарантий трудоустройства.

Таким образом, весьма актуальной задачей для вузов является поиск инструментов, позволяющих учесть интересы сторон – собрать и фиксировать ожидания работодателей, обеспечить преподавателям возможность эффективно передавать знания, создать для студента комфортную и прозрачную среду, в которой он может самостоятельно мониторить процесс получения необходимых работодателю навыков.

Один из таких инструментов, созданный силами преподавателей Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ), был представлен на форуме KM – Russia 2014 А.Ахтеровым и О.Лезиной.

Интернет-портал кафедры социологии и управления МАДИ, созданный на основе указанных выше предпосылок в 2009 году, является живой площадкой, которая постоянно развивается и наполняется новой информацией.

Через встречи, опросы, круглые столы, неформальное общение с будущими работодателями, ведется постоянное выявление их потребностей, заключаются договора о сотрудничестве, о привлечении на практику студентов. Работодателей приглашают в качестве членов государственных экзаменационных комиссий, получают от них обратную связь об уровне подготовки выпускников. По традиции, дисциплину «Введение в специальность» ведут HR-директора компаний, находящихся в тесном сотрудничестве с кафедрой. Таким образом, мы пытаемся формализировать требования работодателя к выпускнику, дополнить перечень обязательных компетенций теми навыками, которые востребованы в реальном бизнесе в данный момент времени. В соответствии с этим перечнем корректируется учебный план и содержание отдельных дисциплин, обновляется библиотечный фонд, причем вся актуальная информация сразу доступна студентам на портале кафедры.

Портал каафедры социологии и управления

Для преподавателя портал кафедры – это среда обмена информацией со студентами, которая позволяет в онлайн-режиме создавать и актуализировать учебно-методический комплекс читаемых дисциплин по стандартным шаблонам, что сокращает затраты времени на эту работу в 4-5 раз.

При этом студент имеет доступ ко всему учебно-методическому обеспечению по своей специальности – федеральным Государственным стандартам, учебному плану подготовки по своей специальности, графику учебного процесса, актуальным учебно-методическим комплексам дисциплин, лекционному материалу, практическим заданиям, презентациям, видеолекциям, кафедральной библиотеке и т.д., то есть может самостоятельно и осознанно управлять своим обучением.

Полноценное внедрение интернет-портала кафедры стартовало в 2009 году, а с 2010 года с порталом начали активно работать студенты. То, как изменились основные показатели оценки кафедры с точки зрения качества подготовки студентов за три последующих года (2011 – 2013 гг.), можно увидеть в таблице.

внедрение системы управление знаниями в МАДИ

Наблюдается рост практически всех KPI, кафедра стала привлекать более подготовленных и мотивированных абитуриентов, при том, что не является профильной для МАДИ. С 2013 года студенты кафедры ежегодно побеждают во всероссийской студенческой олимпиаде по специальности «управление человеческими ресурсами». Думаю, что это основной показатель результативности СУЗ.

1

Алиса Кононенко

view all post

By Daniele Zedda • 18 February

← PREV POST

By Daniele Zedda • 18 February

NEXT POST → 34
Share on