Экономика знаний — экономика будущего?

Экономика знаний — экономика будущего?

Когда закончится информационная эпоха и что последует за ней? Во что следует инвестировать компаниям сегодня, чтобы добиться успеха через 10 лет? В качестве одного из возможных вариантов ответов на эти вопросы, представляем вам концепцию, которая была изложена на лекции Бориса Славина в Moscow Knowledge Office.

Какие общества предшествовали информационному?

Индустриальное общество — первое  технологическое общество. До этого все товары и услуги производил один и тот же человек от начала до конца. Названия профессий соответствовали тем товарам, которые создавал работник: сапожник делал обувь, булочник занимался выпечкой — и так далее.

Индустриальное общество разделило труд на функции.

Появились слесари, токари, и так далее. Таких товаров, как слесарный или токарный продукт — не существует. Произошло разделение труда, конвейер. Если брать современные понятия, то появилась технология инсорсинга: внутри одного предприятия выделяются отдельные функции, подразделения и департаменты.

Постиндустриальное общество, ознаменовалось выделением услуг в отдельные фирмы. Большие индустриальные заводы рассыпались на маленькие компании, которые стали оказывать друг другу услуги.

Именно поэтому постиндустриальное общество иногда называют обществом услуг.

Его технология — аутсорсинг.

На сборочном конвейере делают машину, кто-то поставляет комплектующие, кто-то занимается продажей, а кто-то рекламой.

Доля стоимости в товарах непосредственно самого производства уменьшалась, а увеличивалась доля дополнительных услуг.

Вслед за постиндустриальным наступила эпоха информационного общества. Мы сейчас в нем живем. Информация является даже более важной частью самого товара или услуги. Могут быть перегибы, когда можно продать товар, который никому не нужен — просто за счет информационной подержки.

У информационного общества есть и новая технология, которой не было раньше —

технология информационного самообслуживания (краудсорсинг) , когда люди стали сами себе оказывать услуги, сами себе продавать товары через интернет-магазины.

Информационное общество многие воспринимают как общество, в котором много компьютеров, каналов связи. Но первична информация и возможность самообслуживаться при помощи этих информационных ресурсов. Это очень важно.

Экономика знаний — это следующая ступень, которая только зарождается.

Огромной долей в товарах и услугах основной становится не информация, не товар, не его доставка и транспорт, а интеллектуальная составляющая — знание.

Если мы возьмем смартфон, непосредственно стоимость сборки и деталей составит не более 10 процентов. Еще столько же — его доставка, реклама и маркетинг. А что остальное? Остальное — это те исследования, лаборатории, которые необходимы для создания технологий. Пока что товаров и услуг, в которых начинает становиться значимой доля знаний, мало. Прежде всего, это наукоемкая продукция: производство смартфонов, программное обеспечение.

Переход к знаниевой экономике в США

Пример США — очень хороший показатель тренда, так как Америка — большая страна, локомотив мировой экономики. Если мы посмотрим, что происходило с отраслями США в течение последних 15 лет, то увидим, что доля зарплат работников производства и сельского хозяйства в общих зарплатах уменьшилась на 40%. Если брать ритейл, транспорт, доля уменьшилась на 25% . Куда делись эти зарплаты? Кто теперь стал получать много? Куда делись люди?

Это прежде всего социальное обеспечение здравоохранения, наука и образование, которые увеличились тоже на 25 %.

Мы видим переток из одной индустрии в другую, причем серьезный. Если эти тренды останутся, то к 20 году число рабочих и фермеров в Америке будет примерно равняться числу ученых.

Экономика знаний — это прежде всего, новая индустрия.

Может быть, многие помнят формулу Маркса. Деньги-товар-деньги’.

Превращение денег в товар — это производство. Мы инвестируем в производство, получаем на выходе товар.

Товар в деньги — это маркетинг и продажи. Мы товар отдаем на рынок и получаем деньги’ (чуть большие).

Что происходит в экономике знаний, когда основной ценностью становится не товар, а знания? Деньги превращаются в знания, а знания — в деньги. Что такое деньги превращаются в знания? Это наука. Мы даем деньги, а они дают знания. А знания превращаются в деньги.

Это — инновационный бизнес, который умеет использовать инновации и превращать их в деньги.

Директор по инновациям компании DELL рассказал, что сейчас инновации не живут дольше 2-3 месяцев, не потому, что их кто-то украдет, а потому что они витают в воздухе. И если вы не сделали инновацию, ее придумают ваши конкуренты.

Что делать в таких условиях, когда инновация живет 2-3 месяца, после чего становится обычной технологией?

Единственный способ — создавать инновации со скоростью больше, чем раз в 2-3 месяца. Нужно создать фабрику инноваций.

Задачи инноваций — знания превратить в деньги. Новаторы должны найти знания и превратить их в деньги.

2 уникальных отличия знания от обычных товаров (то, что изменит экономику):

  1. Знания неотъемлемы от индивида. Невозможна эксплуатация в том виде, в котором она была (когда мы средства труда отнимали у рабочего). Знания оторвать невозможно.

Пока знаниевых компаний очень мало. Но если мы посмотрим, как они начинают работать, мы видим, что они это делают совершенно по-другому.

Например, Google создают максимально комфортные условия для своих работников: позволяют им строить массажные кабинеты, приходить с детишками и даже с собаками.

Их основная задача: завлечь и дать возможности творить. Компании будущего начнут совершенно по-другому работать с сотрудниками. Сотрудник становится независимым. Более того, они могут смириться, что сотрудники будут работать также и на вашего конкурента.

В условиях экономики знаний мы должны уметь создавать инновации с теми людьми, которые могут их создавать и у конкурента.

2. Знания в отличии от товара не привязаны к себестоимости.

Если мы делаем сапоги, то чтобы произвести в 100 раз больше пар сапог, требовалось в 90 раз больше проинвестировать.

Знаний можем продать в 1000 и даже 1000 000 раз больше, практически не увеличивая себестоимость. Мы это видим на примере софтверных компаний, которые могут “взлетать” молниеносно: Microsoft,  Apple, Facebook.

Такая волатильность знаниевых компаний с точки зрения их стоимости характерна для экономики знаний.

Когда говорят о финансовом рынке, говорят о волатильности вверх и вниз. Тут может быть то же самое — ваш бизнес может очень легко “схлопнуться”.

IBM каждые 2-3 месяца покупает новые компании. Любая выросшая фирма, которую вы не купите, может обогнать вас и забрать у вас часть рынка. В этом новом рынке нужно жить совершенно по-другому. В экономике знаний придется активно скупать эти компании, иначе они появятся и будут вашим конкурентом.

Ликвидировать их не нужно, а нужно использовать их интеллектуальные достижения.

Microsoft покупает Skype, Google купил Motorola и так далее: скупают они не сами компании, а технологии.

Экономика знаний еще только зарождается в компаниях. Вместе с ней появится  совершенно новая технология. Помните, мы говорили о технологиях инсорсинга, аутсорсинга и краудсорсинга? Вслед за ними придет технология коллективного интеллекта, которая соответствует экономике знаний.

Эта технология позволяет складывать интеллекты людей.

В чем новаторство технологии?

Социальные сети не складывают интеллект, они его гасят. Общий интеллектуальный уровень соцсетей — ниже среднего.  

Если брать информационные системы предприятий, они повышают средний интеллект до уровня хозяина производства или главного архитектора. Это либо средний, либо чуть выше среднего коэффициенты интеллектуальности.

Технология коллективного интеллекта предполагает сложение интеллекта. IQ 10 человек при таком подходе будет не средним, а в 10 раз больше больше, чем у 1 человека.

В неких таких сообществах могут рождаться мысли, которые бы не пришли ни одному человеку в голову.

У нас существовала проблема того, чтобы использовать технологии — отсутствие инфраструктуры. Ранее в лабораториях работали 1-2 человека, это была индивидуальная экономика. В связи с тем, что мы сейчас связаны различными способами и можем общаться через сети, мы можем создавать такие технологии коллективного разума.

Необходимо инвестировать не в интеллектуальную собственность, которая устаревает быстрее, чем успевает приносить доход, а в компетенции человека и коллективный интеллект.

3

Алиса Кононенко

view all post

By Daniele Zedda • 18 February

← PREV POST

By Daniele Zedda • 18 February

NEXT POST → 34
Share on