[ИНТЕРВЬЮ] На пути к успеху: с наставником или без него?

[ИНТЕРВЬЮ] На пути к успеху: с наставником или без него?

Как наставник помогает добиться успеха в бизнесе? Мы поговорили на эту тему с Венерой Ровенской в интервью, специально для KM-Журнала.

5

 

Венера Ровенская

Венера Ровенская, руководитель блока «Наставничество» в проекте ПАО Сбербанк и Google «Бизнес класс», а также основатель и владелец Business communication agency.

Венера, прежде чем говорить про наставничество, предлагаю синхронизироваться с определениями. Что такое наставничество и чем оно, на твой взгляд, отличается от менторства?

Для меня лично ментор — это человек, который обладает неоспоримым авторитетом в профессиональной среде. Ментор — это тот, доступ к которому всегда ограничен в силу его занятости, но общение с которым очень емко по результатам. Статусный, публичный человек, реализован как профессионал не только в одной области, обладает универсальными знаниями.

И за один-два часа общения с ним ты получаешь такой заряд, такую картину мира, такое видение стратегии развития, что приводит к большим качественным изменениям. В этом и есть очень высокая ценность менторства.

Наставник — это не разовая и емкая история, это тот, кто раз за разом, постепенно, передавая знания, направляет, показывает и раскрывает твои собственные возможности. Он находится одновременно рядом с тобой и чуть-чуть в стороне, ничего не делая вместо тебя. Наставник — это тот, кто наставляет и помогает достичь результата.

А в чем состоит отличие наставничества от консультирования и коучинга?

Эти понятия дополняют друг друга и близки по духу, но! Консультировать может любой специалист, а вот наставником может быть только владелец бизнеса, то есть тот, кто прошел и идет свой путь в бизнесе. Коучинг же направлен не столько на передачу знаний и выработку навыков, сколько на активизацию процессов самообучения и саморазвития. Наставничество может включать в себя коучинг, а вот наоборот невозможно.

И еще одно отличие: наставник — это волонтерская работа, социальная история, социальная ответственность. Плюс наставничество делает акцент на практическую часть. Более опытный передает свои знания и навыки менее опытному.

Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать наставник? Любой ли бизнесмен может быть наставником?

Во-первых, наставник должен обладать экспертностью. Причем, экспертность должна быть подтверждена профессиональным сообществом.

Во-вторых, это человек, готовый и умеющий передавать знания. Очень важно уметь рассказать доходчиво, четко структурировать материал, уметь работать с групповой динамикой, отслеживать, как подопечные усваивают знания, анализировать и корректировать.

Как возникает социальная ответственность? Мой принцип по жизни: если дано много, то обычно много и спрашивается. Если тебе удалось создать бизнес, ты разобрался что и как, двигаешься дальше, то на определенном этапе у тебя возникает желание передать этот успешный опыт, умения тем, кто идет за тобой. Я считаю, что мы обязаны думать о тех, кто идет следом за нами.

Иначе возникают такие истории, как, например, Бизнес Молодость, где реально передается пустота, где нет ориентации на то, чтобы начинающие предприниматели действительно могли реализоваться. В этой истории мне не нравится, что огромное количество молодых людей получают негативный опыт на этапе, когда у них много энергии и много желания попробовать. И если не мы ими будем заниматься, я имею в виду тех, кто уже прошли путь и получили знания, то кто будет ими заниматься?

Или еще вариант. У нас работают немалое количество западных венчурных фондов, их задачи найти молодых потенциально успешных предпринимателей, чтобы пригласить их уехать из России.

А как это меняет нашу страну? Я, к сожалению, знаю очень мало молодых людей, которые приезжают обратно. Да, мир изменился, сегодня ты обладаешь свободой жить в любой стране. Но по какой-то причине мы все родились в России. И от нас зависит, какой она будет завтра. И если мы теряем самых активных — это никогда не дает роста ВВП нашей страны. Эти ребята делают лучшей экономику других стран и платят там налоги. Но мы должны создать здесь, в России такие условия, чтобы они становились успешными на Родине.

Скажи, наставник важен только для этапе стартапов? Или для бизнеса на любом его этапе развития?

На сегодняшний день роль наставника важна не только в стартапах, но и для действующих бизнесменов.

Если говорить про стартапы, опыт показывает, что успешные выходы на рынок, как правило, связаны с тем, что рядом был тот, кто помогал тебе, раз за разом направляя и корректируя.

Получить или иметь наставника в действующем бизнесе — это большая удача. У меня в группе компаний был партнер, Дмитрий Иванович Сибильский (светлая ему память), которого я считала и считаю своим наставником. Однажды он сказал мне очень хорошую фразу: «Ты знаешь, есть люди начитанные, а есть думающие».

Наставник для меня, это тот, кто думает, считывает сигналы, проводит анализ, передает, показывает, как с этим работать, как тебе достичь результата, но при этом ничего за тебя не делает.

Пройдя через «Бизнес Молодость» и разочаровавшись, что нет никаких прорывных, миллионных результатов мальчики и девочки куда идут? Они пытаются устроится чиновниками. Нет грустнее зрелища, чем 24-27-летние мальчишки и девчонки, которые приходят на работу и считают, если они попу на стул положили, то им за это должны платить.

В Древнем Риме была поговорка: errare humanum est — человеку свойственно ошибаться. Наставник, как и любой другой человек, тоже может ошибаться. Скажи, пожалуйста, есть какой то перечень основных ошибок в наставничестве?

Основная ошибка и самая главная — это желание включится в процессы делания твоего подопечного. Ни в коем разе наставник не должен этого делать. Как бы ему не хотелось. Как бы он хорошо не понимал, что у него получится лучше.

Я встречала истории, когда наставники пытаются влезть больше, чем их пускают. И у таких историй далеко не хэппи энд. Изначально должен быть определен «контракт» между наставником и подопечным. У наставника роль учителя, он авторитетен, важно держать дистанцию, понимая, что ты работаешь в одной плоскости — плоскости повышения эффективности в предпринимательстве.

Еще одна ошибка наставника — это менторский тон, общение свысока и поучая. Здесь что важно? В светлое будущее каждый своими ножками ходит, нет варианта прожить чужую жизнь. С одной стороны, давать знания и понимать, как эти знания подопечный превращает в умения, подсказывать и подкручивать. А с другой, важно удержать ту самую дистанцию, не заходить за территорию и соблюдать баланс. Быть человеколюбивым, ориентированным на то, чтобы вырастал твой подопечный. Гордиться его успехами. Мне кажется, это сродни тому, как растут дети. Дети сами проходят свою историю.

Наставничество в этом месте очень похоже на родительство.

Существуют ли такие ситуации, когда наставничество теряет смысл? Может быть, у тебя есть какие-то истории на эту тему?

Да, в том случае, если у начинающего предпринимателя нет мотива получать знания. Я все сам: сам разберусь, сам пойму, сам сделаю. И, может, я изобрету велосипед на 5 колесах, но это будет мой велосипед.

С этим мы как раз столкнулись в программе «Бизнес класс». Мы не смогли передать ценность наставничества. В результате, из 600 пар (стартапер + наставник) до конца программы дошло 133. На мой взгляд, тут должна быть другая история: человек понимает, что ему не хватает чего-то, и тут у него открывается такое окошко возможностей в виде наставника, который близок по отрасли и просто обладает опытом построения бизнеса. И молодой начинающий предприниматель с жаждой впитывает знания, передаваемые наставником. Тогда это совпадение.

Наставник говорит — на, смотри, делай. Подопечный — ну не знаю, может быть, возьму, может быть, нет. Он вообще не очень понял, зачем ему дали этого наставника, и что с ним делать.

А есть какие-то инновационные методики в сфере наставничества? Или тут в принципе все достаточно традиционно?

До революции в России тема наставничества существовала как система передачи знаний. И она была, как правило, поколенческая. В СССР были трудовые династии. И система наставничества была достаточно развитой. Ребята приходили из ПТУ и институтов на заводы, и к ним обязательно прикрепляли наставника. Сейчас на некоторых предприятиях восстанавливают наставничество, но пока это еще не системно делается по всей стране.

Я знаю несколько историй людей, специалистов очень высокого класса, которым уже за 70 лет. И они работают, и к ним очередь из клиентов на много месяцев вперед. А причина в том, что нет молодых людей, которые могут делать тоже самое, что и он. Это большая проблема. Завтра эти люди уйдут, а знания не переданы. Поэтому внедрение наставничества на предприятиях — наиважнейшая задача.

Большой вклад в развитие наставничества внес WORLDSKILLS, международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий. Он сильно изменил ландшафт по российскому среднему специальному образованию: сейчас учащихся ССУЗов готовят к международным соревнованиям. И там наставничество появилось как опция, так как молодежь нужно обучать. Нам очень повезло, что такой проект появился в России.

Как ты думаешь, нужна ли база знаний по наставничеству? Есть ли в ней необходимость?

Мы все идем к этому. Наставничество подразумевает наличие знаний и опыта, поэтому создание базы данных по актуальным вопросам наставничества — важнейшая задача каждого предприятия, которое ставит своей целью развитие наставничества.

Один из наших продуктов — KIRM, автором которого является Ирина Александрова, позволяет понять, где сотрудникам не хватает знаний, определить реальных носителей знаний, количественно оценить проявленность экспертной позиции каждого и т.д. Например, компания планирует создать у себя систему наставничества. Очень часто руководители, решая эту задачу, назначают наставников по каким-то своим критериям. При этом они не учитывают, что наличие профессиональных знаний и умение их развить в другом человеке — это две совершенно разные истории. KIRM как раз и помогает выявить сотрудников, которые умеют эффективно передавать знания. Именно поэтому он так важен в развитии темы наставничества.

Некоторые думают, что наставник — это «прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете». Вот возьму, рассуждают они, наставника, и мой бизнес взлетит.

Расскажи, пожалуйста, про проект «Бизнес класс». Как родилась идея. Каким образом тема наставничества связана с ним? Что будет, когда проект закончится?

Он не закончился, он масштабируется. У ПАО Сбербанк и компании Google совпали интересы в социальном проекте по развитию предпринимательства в России. Руководит программой Марией Зленко, представитель компании Google.

Это бесплатная программа развития бизнеса для микро- и малых предпринимателей в реальном секторе экономики. В основе программы — практические знания от успешных предпринимателей и бизнес-экспертов, передаваемые участникам в формате емких видеоуроков, вебинаров и очного взаимодействия. Программа рассчитана на 6 месяцев, по итогам которых вовлеченные участники смогут сформировать целостное видение своего бизнеса, систематизировать накопленные знания и наработать бизнес-компетенции.

Онлайн-платформа была создана за 45 дней, и 16 мая мы стартовали в Татарстане. Участниками проекта «Бизнес класс» могли быть те, у кого есть идеи по бизнесу и им хочется понять и разобраться. И вторая группа — те, у кого уже есть бизнес. На платформе в Республике Таатарстан училось 10,5 тыс человек. Это немаленькая цифра. На сегодня проект масштабируется в Свердловской области, а к концу 2017 года планируется присоединить еще 10 регионов.

Венера, как ты думаешь, внедрение системы наставничества в России может как-то повлиять на развитие малого и среднего предпринимательства, на развитие крупных предприятий? Какие перспективы ты видишь в развитии наставничества?

Я считаю, что наставничество должно стать социально признанной и высоко оцениваемой деятельностью. Быть наставником — почетно. Это наш социальный капитал.

Предприниматели, которым случилось найти наставника, как правило очень успешны. Мы должны создадать среду по передаче знаний от действующих бизнесменов к тем, кто только идет в бизнес, или задумывается об открытии своего дела, если мы сформируем условия, где эти знания будут передаваться открыто, то у России появится масса шансов быстро двинуться далеко вперед.

Главное — наработка практики наставничества и популяризация этого вида деятельности.

Самым сложным периодом для бизнеса является первый год работы. Если молодому предприятию помогает наставник, то 75-80 процентов из них могут миновать «долину смерти» и развить свой бизнес в последующем.

А лично для меня тема развития наставничества в России — мой осознанный выбор.

Совпало и мое желание, а также возможность быть полезной. И вокруг меня большое количество людей, которые также готовы передавать свой опыт в предпринимательстве.

Беседовала Александра Федоренко 

5

Алиса Кононенко

view all post

By Daniele Zedda • 18 February

← PREV POST

By Daniele Zedda • 18 February

NEXT POST → 34
Share on