“УЗ” и “КМ” – что это?

“УЗ” и “КМ” – что это?

Кто, интересно, знает, что такое «Управление Знаниями»? Чем оно отличается от «Knowledge Management»? Какое отношение эти слова имеют  к российскому бизнесу?

Олег Лавров

Олег Лавров – председатель правления Ассоциации «КМ Альянс»


Смотрите ещё публикации Олега Лаврова

[pt_view id=»ba09cdcj2s»]


Если это область бизнес знания, то, как нас учили маркетологи, видимо, должно быть некое уникальное торговое предложение? А собственно, в чем оно? Что такого уникального в этом знании?

Постараюсь высказать своё понимание. Итак, управление знаниями в российской транскрипции включает довольно обширную область: это и работа с данными и информацией, и создание баз и систем управления ими, и конечно же, создание систем управления самими знаниями. В связи с тем, что это переводной термин, позволю себе начать с исходников.

Давайте по порядку, первое — Knowledge. Переход к информационному экономическому укладу предъявил новые требования к качеству знаний людей, создающих и soft, и hard, ведь вся информационная эпоха есть не что иное, как материализация идей довольно небольшого изначально количества людей, отличавшихся именно структурой своего знания! Влияние их, за счет информационных систем, стало молниеносным, и мир изменялся на порядок практически каждые десять лет. В итоге — уже все смирились и с эффектом Тоффлера и с «полураспадом» знаний в течение менее пяти лет. Мир стал катастрофически быстрым!

Кто это понял, стал пристраиваться к логике постоянных изменений как к единственной постоянной переменной! Все компании конкурентных рынков разделились на «быстрые» и «мертвые» (у кого есть сомнения, откройте публичную аналитику хотя бы в Google и сравните пять первых компаний в глобальной конкуренции двадцать, пятнадцать, десять и пять лет назад). Стало очевидно: не смотреть в эту сторону уже  не мода, а скорее, управление риском случайной гибели бизнеса! «Но это у них!», — скажете вы и будете, конечно, правы! Вот только проблема в том, что и мы доросли до счастья конкурентных рынков и несчастья их незнания. Извините за тавтологию, — незнание о важности знания не освобождает от ответственности за результат! Мы росли вместе с рынком и привыкли и, похоже, это счастье закончилось насовсем. Для справки: Knowledger Worker — «знаниевый работник» — это магистерская степень. МВА программы которые уже в течении более 15 лет успешно реализуются в Европе, Америке, Азии, и даже в Южной Африке появились  более трех лет назад.

Вывод: мы сильно рискуем, легкомысленно относясь к важности и срочности в понимании значения знаний в текущей, уже в непосредственной близости от нас, новой экономике!

Второе — Management. Если постараться найти более или менее подходящий в русском языке по смыслу глагол, то это, скорее,  умудриться! Индустриальный менеджмент до нас дошел не так давно и еще десять лет назад был некой новинкой для огромного количества компаний нашей страны (и уж если быть по-настоящему честным, и продолжает таковым быть!). Если смотреть на новую экономику, то она пробежала от данных, через информацию, отразилась на знаниях и удаляется в Big Data с огромной скоростью, и все это практически за последние десять- пятнадцать лет! Нам сейчас придется разбираться с менеджментом знаний, идей, инноваций и сообществ! Что это? Кто об этом знает? Кто понятно может объяснить и, было бы еще неплохо, научить!

Вывод: задачи не очевидны, но если проследить чужой опыт, похоже, неизбежны!

Кто и как эти задачи уже решает? Нам известен опыт Европы (Англия), Америки (США), Азии (Китай, Индия, Сингапур, Корея), Австралии и уже части российских компаний, практикующих в этой области. Что это за область? (в чем она? как распределены эти знания у собственника? У ключевых сотрудников? В каких документах? В каких бизнес процессах? В каких технологиях? Кто за это отвечает? Кто управляет всем этим?) Область знания об уникальности бизнеса является не очень осязаемой, но нам нужно вспомнить, что бизнес и есть материализация знаний через проекты, технологии и производство. Если в компании есть люди регулярно и с пониманием конечного результата занимающиеся этим родом деятельности (в западных компаниях это вышеупомянутые Knowledge Worker и Chef Кnowledge Office — специально обученные люди и по «случайному» стечению обстоятельств, присутствующие в организационной структуре ВСЕХ мировых лидеров), то практика показывает, что этот вид менеджмента сильно влияет на бизнес результат.

В новой экономике интеллектуальное предпринимательство является основной деятельностью большинства компаний, созданных после 2000 года. Эти компании основной доход извлекают из монетизации знаний, капитализации нематериальных активов. В этих компаниях персонал немногочисленен и территориально распределен. Компании живут с разной «пропиской» и в разных, пока не формализованных, рынках, — как-то очень похоже на предположения о «голубом океане». Очень хочу заметить: везде!!! В 100% случаев посещения передовых подразделений ведущих мировых компаний я заходил и громко здоровался по-русски, и всегда получал ответ на приветствие на родном языке! Что я хочу этим сказать? У нас все очень хорошо с качеством мозговой деятельности! У нас плохо с порядком ее использования! С процедурами плохо! Вернее, когда с процедурами — то  хорошо! Без процедур плохо!

Вывод: нужно незамедлительно приступить к использованию чужого опыта и приобретать свой!

«Догоняющее развитие» — индустриальная ловушка! Если мы создаем новый рынок, то мы на нем и первые или любые — то есть можно выбирать! Есть ли возможность это сделать в индустриальном укладе? Наверное, нет! Есть ли возможность сделать это в новой экономике? Однозначно, да!

В итоге:

  • КМ «срочно и важно», следовательно, сам собственник, сам СЕО, сам ИТшник, сам HRщик;
  • KM «сейчас», потому как уже стало ясно, что нужно было «вчера»;
  • КМ «регулярно и коллективно», как показали лучшие мировые практики!

Вот как-то так!

С наилучшими! О. Лавров

2

Алиса Кононенко

view all post

By Daniele Zedda • 18 February

← PREV POST

By Daniele Zedda • 18 February

NEXT POST → 34
Share on