Объясняшки — технология упаковки смыслов

Объясняшки — технология упаковки смыслов
Мария Пилипенко

Всем привет!
Меня зовут Мария Пилипенко, я — главный редактор КМ-Журнала. Состою в коммуникационной команде Moscow Knowledge Office. Занимаюсь составлением текстов, анонсов, ведением соцсетей Ассоциации “КМ Альянс”. Работаю с корреспондентами и внештатными авторами. Учусь переводить неявные знания в явные.

Видеоскрайбинг — это современный метод подачи информации в виде короткого, но емкого ролика, видеоряд которого выглядит как процесс рисования (подобно рисованию маркером на доске). Эта технология позволяет более ясно доносить информацию, захватывая внимание зрителя.

Видеоскрайбинг взяли на вооружение маркетологи и HR-специалисты, педагоги и работники SMM. Свою рисованную презентацию создать могут люди без специального образования и подготовки — настолько все просто. Можно не заказывать ролики, а делать их самостоятельно, сэкономив при этом бюджет компании.

Как правило, ролик короткий, но насыщен информационно: задействует слух и зрение, логику и воображение. В поле зрения зрителя создаются визуальные якоря, которые позволяют увидеть сложную систему целостно. Визуализация всегда конкретна, что позволяет сократить число разночтений в интерпретациях. Живой рисунок захватывает внимание и управляет им,а истории позволяют пробиться к сознанию аудитории.

Видеоскрайбинг в образовательных технологиях

В этой статье мы рассмотрим, как на основе видеоскрайбинга, в школах появилась новая образовательная технология. Она получила название “Объясняшки” — благодаря одноименному продукту — приложению Сергея Гевлича.

С развитием интернета отпадает необходимость запоминания. В любой момент можно получить доступ к электронному курсу по теме, которая актуальна в данный момент и получить необходимый навык. Необходимость учиться впрок уже неактуальна. Более того, развитие средств дополнительной реальности — информационных ассистентов избавляет от необходимости думать: можно просто следовать инструкциям  (яркий пример — водитель, который не держит в памяти дорогу, а следует по указаниям навигатора). Скорость изменения достигла таких значений, что система обучения не успевает за ними. Чему нужно учить детей сегодня, чтобы они были успешными завтра? Вряд ли кто-то может однозначно ответить на этот вопрос. Сам процесс обучения теряет смысл. У детей нет запроса, а у взрослых нет ответа: зачем учиться?

Пропадает связь между успешностью человека в жизни и его успехами в обучении.

Современное образование получило вызовы:

  1. Как вернуть смысл в процессе обучения, увидеть связь между причинами и следствием?
  2. Как учить не знанию, а мышлению? Человек должен не только действовать в условиях постоянных изменений, но и иметь активную деятельную позицию, сам быть источником изменений
  3. Учиться всю жизнь — как это? Требуется навык самостоятельного обучения: находить информацию, верифицировать ее, находить главное, интерпретировать, применять в своей деятельности
  4. Как научить детей взаимодействовать друг с другом, ставить цели, договариваться, распределять роли, находить ресурсы, добывать нужные знания, удерживать фокус и достигать результатов?

Лучший способ понять что-то — объяснить это другим. Такой принцип лежит в основе образовательной технологии “Объясняшки”.

Объясняшки

Вместо того, чтобы “скармливать” ученикам замечательные, созданные профессионалами, фильмы и анимацию в готовом виде, учителя предлагают создать свой собственный объясняющий видеоролик.

В чем инновация?

И сейчас дети создают на уроках информатики свои мультфильмы на разные, в том числе учебные темы. Проблема в том, что на таких занятиях учащиеся работают не столько с информацией, сколько с технологией ее представления: видеосъемкой, анимацией, монтажом. На создание ролика уходит много времени, дети переносят фокус внимания с содержания на форму. С программой “Объясняшки” дети за один подход получают задачу проанализировать информацию, создать сценарий, нарисовать ролик, показать его своим одноклассникам — и это все за пару уроков.

“Объясняшки” помогают развить осознанность в следующих аспектах:

– Ситуационный анализ, через техники вопрошания и коллективное мышление;

– Проблематизация, через системный взгляд и выход на ограничения и противоречия;

– Схематизация через отражение понимания ситуации с помощью графических примитивов;

– Ясность – способность коротко и ясно поделиться своим пониманием.

Процесс состоит из этапов: создание текста сценария, озвучка, распределение на смысловые фрагменты, визуализация.

Разные виды деятельности требуют разных навыков и позволяют раскрываться ситуационному лидерству участников рабочей группы. Есть срок, к которому результат должен быть готов — это помогает развить навык тайм-менеджмента.

Участники самостоятельно распределяют задачи, роли, координируют активности и следят за временем. Работа ведется в группах по 3-4 человека, которые в процессе вырабатывают согласованные решения. Для этого необходимы коммуникационные навыки, умение слышать и понимать позицию оппонента, умение сформировать и обосновать собственное мнение, договориться.  Дети учатся мыслить системно, видеть противоречия, принимать возможность сосуществования различных точек зрения.Для всего этого требуются развитые навыки мышления. Ведь, как известно — кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

Особое внимание в подходе  “Объясняшек” уделяется вопрошанию.

По мнению создателей методики — ставить правильные вопросы — одна из ключевых компетенций, благодаря которой возможно развитие.

Еще одной особенностью “Объясняшек” является активация обоих полушарий мозга.

При составлении сценария работает логическое мышление левого полушария.

Дети рисуют, переводя текстовую информацию в визуальные метафоры — в этот момент активизируется правое полушарие. Ребенок подключает эмоциональный интеллект, режиссируя создание звуковой дорожки.

В дальнейшем, планируется внедрить “объясняшки” в электронные учебники. Это позволит ученику получать упакованные видеопрезентации в готовом виде, а также публиковать собственные версии объяснений в соответствующие параграфы.

1

Алиса Кононенко

view all post

By Daniele Zedda • 18 February

← PREV POST

By Daniele Zedda • 18 February

NEXT POST → 34
Share on